ФАС продолжает разъяснять особенности проведения торгов в период санитарно-эпидемиологических мероприятий

Ранее Федеральная антимонопольная служба отмечала, что закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID-19 могут осуществляться у единственного поставщика при условии наличия причинно-следственной связи цели и предмета такой закупки. Наш добровольный нижегородский эксперт обратил внимание на то, что ФАС продолжает эту полезную для профессионального сообщества работу.
***
Очень важно то, что ведомство, наряду с Минфином России, признало пандемию форс-мажорным обстоятельством. Известно, что под форс-мажором подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия.

По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

ФАС также отмечает, что сложившиеся обстоятельства необходимо учитывать при рассмотрении жалоб на госзакупки и закупки госкомпаний, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок.

Кроме того, ведомством были подготовлены разъяснения, касающиеся формирования лотов на закупках по содержанию (ремонту) автодорог и при закупке модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Уточнён порядок проведения закупок по организации строительства объектов «под ключ» по 223-ФЗ.

Как отметил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артём Лобов, в первом полугодии 2020 года были приняты изменения в законодательство, которые направлены на снижение экономической нагрузки на субъекты МСП при участии в закупках, а также на обеспечение бесперебойного функционирования системы закупок в режиме повышенной готовности.

ФАС России продолжает работу над совершенствованием действующего законодательства. С заинтересованными ведомствами достигнуты договорённости по ключевым предложениям антимонопольного органа.

Так, в целях борьбы с «ловушками» заказчиков для формального отклонения участников, ФАС предлагает распространить «согласие», введённое в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определёнными особенностями и на закупку товаров, что позволит уйти от многостраничных заявок и искусственных причин для отклонения участников.
В целях предупреждения сговора на торгах проведение аукционов должно начинаться через 2 часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг. Как уточнил господин Лобов, в будущем этот срок будет сокращаться и доведён до автоматического старта торгов сразу после окончания приёма заявок.

Для развития добросовестной конкуренции в Федеральный закон о контрактной системе предлагается ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, который должен формироваться автоматически ЕИС на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

Также планируется расширение функционала ЕИС с тем, чтобы в будущем все информационное прохождение жалоб и все исполнение контрактов, включая претензионную переписку, велись в ЕИС.